Основные компоненты зарядной станции для электротранспорта 10…300 кВ

24 мая

автомобильная электроникаучёт ресурсовуправление питаниемDEGSONHongfaMornsunKLSYangjieSanyouNovosenseCheemiGPTZemingCosemiМаgnTekWayonJIE JIEAnbon SemiOSWELLNCRWAINWuxi Leapers SemiconductorBEIYIFaratronicHolly LandADLERASTMстатьядискретные полупроводникиSiCMOSFETIGBTЗарядные станции

Людмила Мельникова (г. Ростов-на-Дону)

На выбор конструкции зарядных станций для электромобилей и других видов электрического транспорта влияет множество факторов: от типа используемого тока, выходной мощности и потребительского назначения до требований региональных технических стандартов. При этом в основе любой зарядной станции для электротранспорта – выпрямители, дискретные IGBT, SiC- MOSFET и другие силовые компоненты, в том числе – производства известных китайских компаний, доступные российским потребителям.

Ключевой принцип, по которому различаются современные электрозарядные станции, заключается в стандарте преобразования энергии: зарядная система АС (alternative current) основана на переменном токе, а система DC (direct current) – на постоянном. Выбранный стандарт зарядной системы напрямую влияет на конструкцию как самой станции, так и электрического транспортного средства.

До недавнего времени наиболее востребованной считалась зарядная система АС, которая требует наличия в автомобиле оборудования для преобразования тока из переменного в постоянный. Такая схема заряда занимает немало времени – процесс восполнения аккумулятора электромобиля может длиться до 22 часов.

Более современная система DC предполагает размещение модуля для трансформации тока в самой зарядной станции (рисунок 1). Благодаря принципиальному отличию в уровне мощности время зарядки аккумулятора электротранспорта в таком случае сокращается до получаса.

Рис. 1. Принцип работы медленных (а) и быстрых зарядных станций (б)

Рис. 1. Принцип работы медленных (а) и быстрых зарядных станций (б)

Используемые зарядные системы, оборудование и время самого процесса лежат в основе коммерческой градации зарядных станций для электротранспорта:

  • Медленные зарядные станции используют систему АС и подают на зарядные устройства электротранспорта переменный ток до 6 кВт. По сути, это привычные бытовые зарядки, которые подключаются к розетке 110…120 В и рассчитаны на выходной ток 6…8 А – такие устройства до сих пор используются в домашних условиях. Однако восполнять аккумулятор электротранспорта с их помощью придется долго: например, Nissan Leaf будет заряжаться таким образом более 6 часов.
  • Средние зарядные станции также используют стандарт АС, но обладают мощностью от 7 до 22 кВт. Это уже специализированные устройства, которые требуют от центральной электросети 220…240 В и обеспечивают на выходе ток до 30А. На текущий момент это самый распространенный вариант зарядной станции для личных электрокаров – в среднем, аккумулятор автомобиля восполняется за 4…5 часов.
  • Быстрые зарядные станции чаще всего устанавливают для общественного пользования или в транспортных парках – это устройства системы DC (рисунок 2) мощностью 50…100 кВт. Они потребляют 480 В и способны передать аккумулятору электротранспорта сотни ампер: уже упомянутый Nissan Leaf восполнит уровень заряда всего за полчаса.
  • Ультрабыстрые зарядные системы справятся с этой задачей минут за 15-20 – они передают прямой ток DC мощностью от 150 до 300 кВт. 

Рис. 2. Принцип действия быстрых и ультрабыстрых зарядных станций

Рис. 2. Принцип действия быстрых и ультрабыстрых зарядных станций

Также на структуру зарядной станции для электротранспорта влияют действующие в регионе технические стандарты, которые определяют основные компоненты таких устройств и их характеристики, в том числе значения используемого напряжения, тока и формат разъемов (рисунок 3).

Рис. 3. Международные технические стандарты для зарядных станций

Рис. 3. Международные технические стандарты для зарядных станций

Международного единения в этом вопросе пока не достигли: например, в Китае используется стандарт GB/T, в Европе – CharIN, в Японии – CHAdeMO. В зависимости от региона использования электротранспорта, отдельно определяются требования к электробезопасности (например, IEC 60950), которые регламентируют применение электромагнитных и емкостных (VDE V 0844–11) технологий гальванических развязок, а также изоляции цепей с помощью опторазвязок (UL1577).

Структура современной зарядной станции

В зависимости от указанных выше условий разработчики зарядных станций должны выбрать наиболее оптимальный вариант конструкции устройства, который при этом будет отвечать запросам потребителей. Для этих целей чаще всего используется модульный принцип построения зарядной станции, позволяющий спроектировать по типовой схеме устройство в соответствии с конкретными требованиями по выходной мощности, силе тока и другим параметрам.

Основой такого принципа является силовой субмодуль (рисунок 4) с гальванической изоляцией. Например, в основе быстрой зарядной станции на 50 кВт, созданной по этому принципу, лежат три отдельных субмодуля мощностью 16,5 кВт, каждый из которых, в свою очередь, состоит из блоков мощностью 5,5 кВт.

Рис. 4. Субмодуль зарядной станции

Рис. 4. Субмодуль зарядной станции

При необходимости количество таких субмодулей можно менять – подобный подход позволяет создавать многоуровневые и многофазные комбинации с разными значениями выходной мощности под запрос конкретного заказчика (рисунок 5). Важный момент: в случае выхода из строя одного из модулей система переходит на конфигурацию работы с пониженной мощностью, что дает возможность бесперебойного функционирования устройства до завершения ремонта.

Рис. 5. Зарядная станция из соединенных субмодулей

Рис. 5. Зарядная станция из соединенных субмодулей

В зависимости от требований по типу тока, выходной мощности, габаритам и себестоимости устройства, силовая часть зарядной станции для электротранспорта может представлять собой систему из субмодулей на дискретных компонентах (рисунок 6) или на силовых модулях (рисунок 7). В случаях, когда одним из основополагающих параметров зарядной станции становятся ее габариты, оптимальным решением может стать использование субмодулей на основе SiC-компонентов (рисунок 8).

Рис. 6. Субмодуль на дискретных компонентах

Рис. 6. Субмодуль на дискретных компонентах

Рис. 7. Субмодуль на силовых модулях

Рис. 7. Субмодуль на силовых модулях

Рис. 8. Соединение субмодулей с SiC-компонентами

Рис. 8. Соединение субмодулей с SiC-компонентами

Модульный принцип также используется для создания зарядного парка из нескольких мощных зарядных станций – в этом случае сами устройства выступают в качестве модулей. В практике для создания такого парка мощностью до 2…3 МВт требуются от 6 до 8 зарядных станций, питание которых обеспечивается с помощью высокоэффективного трансформатора среднего напряжения от 22 до 500 кВ.

Разумеется, в схему зарядной станции, кроме транзисторов, входят десятки защитных компонентов, а также других электромеханических компонентов, в том числе контакторов, конденсаторов, датчиков тока (рисунок 9 и 10).

Рис. 9. Общая схема субмодуля

Рис. 9. Общая схема субмодуля

Рис. 10. Вариант однонаправленного субмодуля мощностью 50 кВт (а), вариант однонаправленного субмодуля мощностью 30 кВт (б), вариант неизолированного субмодуля мощностью 50 кВт (в)

Рис. 10. Вариант однонаправленного субмодуля мощностью 50 кВт (а), вариант однонаправленного субмодуля мощностью 30 кВт (б), вариант неизолированного субмодуля мощностью 50 кВт (в)

Схемотехнические решения могут варьироваться в зависимости от назначения и требуемой мощности. Однако все варианты могут быть построены как на базе дискретных компонентов, так и на базе силовых модулей с различными топологиями.

Основные компоненты силового модуля для зарядной станции

Одним из принципиальных процессов работы силовой части современной зарядной станции DC для электротранспорта является преобразование переменного тока в постоянный. Варианты этого преобразования могут включать активный выпрямитель или многоимпульсное пассивное выпрямление для соответствия гармоникам тока, удовлетворяющим стандартам.

Для российских потребителей доступен широкий выбор выпрямительных компонентов от ведущих мировых производителей силовых элементов (таблица 1). Наиболее популярны выпрямители с током If от 10 до 60 А и напряжением до 650 В в различных исполнениях.

Таблица 1. Выбор выпрямительных компонентов для зарядной станции

Корпус Ток (If), А Vrrm = 650 В Vrrm = 1200 В

TO-247-AB-3L

10 G3S06510B G5S12010BM
JCD10SJ12ACT
15 G4S06515LT G5S12015L
20 YJD106520NCTQG2 YJD112020NCTQG2
G4S06520BT G5S12020BM
WSRSIC020065NP8 WSRSIC020120NP8
AS3D020065P2 AS3D020120P2
JCD20SJ65ACT JCD20SJ12ACT
30 G4S06530BT YJD112030NCTGG2
AS3D030065P2 G5S12030BM
WSRSIC030120NP8
AS3D030120P2
JCD30SJ12ACT
40 YJD106540NCTQG2 YJD112040NCTGG2
GAS06540B G5S12040BM
WSRSIC040120NP8
AS3D040120P2
JCD40SJ12ACT
50 G3S06560B AS3D040065P2
60 JCD60SJ65ACT

TO-247-AC-2L

10 YJD106510NQG2 YJD112010NQG2
G3S06510P G5S12010PM
WSRSIC010120NP4
15 G4S06515PT YJD112015NGG2
G5S12015PM
20 YJD106520NQG2 YJD112020NGG2
GAS06520P G5S12020PM
WSRSIC020065NP4 WSRSIC020120NP4
JCD20SL065A JCD20SL120A
30 G3S06530P YJD112030NG1
JCD30SL065A G5S12030PP
40 G4S06540PT YJD112040NGG2
G5S12040PPM
WSRSIC040120NP4
50 YJD106550NQG3 G5S12050P
G3S06550P
60 YJD112060NQG2

TO-220-AC

10 YJD106510PQG2 YJD112010PQG2
G3S06510A G5S12010A
WSRSIC010065NPC
JCD10A065A
15 G4S06515AT YJD112015PGG2
WSRSIC015065NPC G5S12015A
20 YJD106520PQG2 YJD112020PGG2
G3S06520A G5S12020A
WSRSIC020065NPC
JCD20A065A
30 G3S06530A
50 G3S06550A

ITO-220 (isolated)

10 YJD106510FQG2 YJD112010FQG2
G5S06510HT G5S12010M
WSRSIC010065NPF
15 G4S06515HT
20 YJD106520FQG2 G5S12020H
G4S06515HT

TO-252/DPAK

10 YJD106510DQG2 YJD112010DQG2
WSRSIC010065NPO G5S12010C

20

YJD106520DQG2

В современных зарядных станциях чаще всего используются два типа преобразователей. Для повышения КПД системы, особенно при высоком входном напряжении в качестве транзисторов проектировщики зарядных станций применяют дискретные SiC MOSFET (таблица 2), которые подойдут для работы на частотах выше 20 кГц при напряжениях питания до 300 В.

Таблица 2. Выбор дискретных SiC MOSFET для зарядной станции

Корпус Rds(ON), Ом Id, А 650 В 1200 В
TO-247-4L
20 118 CRXQF17M120G1 (CR Micro)
107 YJD206520NCFGH
97 CRXQF25M065G1(CR Micro)
30 78 YJD212030NCFGH
65 AS1M025120T/ANBON
66 YJD212040NCFG2
60 WSCM035R65T2C WSCM032R120T2C
87 WSCM32R120T2B
40 66 CRXQF40M120G2Z (CRMicro)
63 YJD212040NCFG1
55 CRXQF40M120G1 (CR Micro)
49 CRXQF45M065G1 (CR Micro)
50 60 YJD206550NCFGH
AS1M040120T
60 44 YJD212060NCFGH
H1M120Q060
37 CRXQF60M065G2Z (CR Micro)
30 WSCM060R65T2C (Wayon)
80 28 WSCM80R120T2C
32 CRXQF75M120G2Z (CR Micro)
33 YJD212080NCFG1
36 CRXQF80M120G1 (CR Micro)
44 WSCM75R120T2B
100 32 YJD2065100NCFGH
36 AS1M080120T
120 24 YJD2120120NCFGH
160 18 CRXQF160M120G1 (CR Micro)
17 WSCM160R120T2C
200 16 YJD2065200NCFGH
18 AS1M160120T

TO-247-3L

20 118 CRXQ17M120G1 (CR Micro)
107 YJD206520NCTGH
97 CRXQ25M065G1
30 90 AS1M025120P
87 WSCM32J120T2B
78 YJD212030NCTGH
66 YJD212040NCTG2
60 WSCM035J65T2C
40 66 CRXQ40M120G2Z (CR Micro)
63 YJD212040NCTG1
49 CRXQ45M065G1
50 60 YJD206550NCTGH
AS1M040120P
60 44-60 YJD206560NCTGH YJD212060NCTGH
37 CRXQ60M065G1 (CR MICRO)
80 44 WSCM75J120T2B
38 YJD212080NCTG1
37 AS1M060065P
36 CRXQ80M120G1 (CR Micro)
33 YJD212080NCTGH
32 CRXQ75M120G2Z (CR Micro)
29 AS2M060065P
100 36 AS1M080120P
32 YJD2065100NCTGH
120 24 YJD2120120NCTGH
160 18 CRXQ160M120G1 (CR Micro)
200 18 AS1M160120P
16 YJD2065200NCTGH

TO-252/D2PAK

120 24 YJD2120120BGH
200 19 YJD2065200BGH
18 AS1M160120D
240 13 YJD2120240BGH

TO-263

30 60 WSCM032MA120T2C
80 36 CRXSP80M120G1
32 CRXSP75M120G2Z
28 WSCM80MA120T2C
120 24 YJD2120120B7GH
140 18 CRXSP160M120G1
200 19 YJD2065200B7GH
240 13 YJD2120240B7GH

В низкочастотных сегментах силовой конструкции зарядной станции (до 20 кГц), при напряжениях питания 1000 В и больше, предпочтительней использовать дискретные IGBT (таблица 3).

Таблица 3. Выбор дискретных IGBT для зарядной станции

Корпус Ic, А 650 В 1200 В

TO-247-4L

50 DGZ50N65CTS2A
75 DGZC75N65CTH2A
80 NCE80TD65BT4
TO-247-3L
25 DG25X12T2
CRG25T120BK3SD
DGW25N120CTL
30 DG30X07T2
40 CRG40T65AK5SD DG40X12T2
NCE40TD65BT DGW40N120CTL
50 DG50X07T2
CRG50T65AK5SD
60 CRG60T60AK3SD
NCE60TD65BT
75 CRG75T60AK3HD
80 NCE80TD65BT

В особо ответственных и критических сегментах силовой цепи рекомендуется использовать высокоинтегрированные MOSFET-модули на основе карбида кремния (SiC), которые отличаются высокой плотностью мощности и быстрой скоростью переключения, а также обеспечивают безопасную работу на высоких частотах. SiC MOSFET-модули (таблица 4) выполнены в разной топологии: полумоста, Н-моста, трехфазного полумоста и Boost-Chopper. 

Таблица 4. Выбор SiC MOSFET-модулей для зарядной станции

 

Корпус Топология 1200V
Easy 1B
3-х фазный полумост
MD15FSR120L2SF
Полумост
DFS36FB12EYQ1
DFS80FB12EYQ1
DFS40HF12EYQ1
DFS12HF12EYQ1
DFS05HF12EYR1
Н-мост
DFS40HH12EYQ1
DFS26HH12EYQ1
Boost-Chopper*
Easy 2B
Полумост
DFS10HF12EZC1
DFS06HF12EZC1
DFS04HF12EZC1
Н-мост
DFS20HH12EZC1
DFS10HH12EZC1
62mm
Полумост
LWS120H12A8L (BYSM)
LWS250H12A8L (BYSM)
LWS400H12A8L (BYSM)
MD120HFR120C2S
MD200HFR120C2S
MD300HFR120C2S
Econodual
DFS400HF12I5B3
DFS600HF12I5B3
DFS800HF12I5B3
LES400H12A8L-2M
LES650H12A8L-2M

* – 650V P1C065BS200P36 в корпусе Easy 1B.

Силовые пассивные и защитные компоненты модуля для зарядной станции

Для поддержания работы силовой системы и фильтрования частот разного уровня в зарядных станциях, особенно – для звена постоянного тока, используются конденсаторы разных типов, которые различаются как по эксплуатационным характеристикам, так и по степени интеграции с силовыми компонентами (таблица 5). На разных этапах преобразования вида тока конструктивно необходимы DC-LINK-конденсаторы и разнофазовые AC-фильтрующие конденсаторы, конденсаторы для коррекции коэффициента мощности и сопротивления в цепи и так далее

Таблица 5. Выбор конденсаторов для зарядной станции

Тип FARATRONIC YZPST HONGFA Внешний вид
DC-LINK-конденсаторы на плату 500Vdc~1,2kVdc, 1μF ~140μF + +
DC-LINK-конденсаторы LowESR и LowESL (<8nH) 500Vdc ~1,5kVdc, 100μF ~6000μF + +
DC-LINK конденсаторы с болтовым соединением 600Vdc~4kVdc, 24μF ~ 5600μF + + +
Высоковольтные DC-LINK конденсаторы 2kVdc~6kVdc, 1μF ~140μF + +
Кастомизированные DC-LINK конденсаторы (кастомные габариты и тип выводов) + +
Снабберные конденсаторы на модуль IGBT 630Vdc ~ 3kVdc, 0.047μF ~ 9.0μF + + +
PFC-конденсаторы коррекции коэффициента мощности 440Vac ~ 690Vac, 50Hz/60Hz, 5kvar ~ 50kvar + + +
AC-фильтрующие конденсаторы 1-фазные 250VAC~850VAC, 50Hz/60Hz, 10μF ~ 600μF + + +
AC-фильтрующие конденсаторы 3-х фазные 230VAC ~ 850VAC, 50Hz/60Hz, 8μF ~ 330μF + + +

При проектировании зарядных станций разработчик может использовать как специализированные предохранители для электротранспорта, так и предохранители общего промышленного применения. В случаях, когда по типу системы зарядной станции необходимо наличие микровыключателя, подойдут предохранители для UPS и хранения энергии, для ультрабыстрой реакции – предохранители для защиты силовых полупроводников (таблица 6).

Важно: возможность использования тех или иных видов предохранителей прописана в региональных стандартах по общей электробезопасности.

Таблица 6. Выбор предохранителей для зарядной станции на примере ассортимента компаний  HOLLY LAND, YZPST, ADLER/ASTM 

Международное
название
предохранителей
Технические характеристики Сфера применения
EV
Electric Vehicle and Charging Equipment Protection
  • ISO 8820-8; ISO 8820-1, JASO D622
  • 150…1500VDC, 1000A
Для электротранспорта и зарядных станций
Industrial Power Fuse
  • IEC 60269-1, IEC 60269-2
  • 600Vac/Vdc, 2…30A, 50kA
  • 1000Vac/Vdc, 1…15A, 30kA
  • 690/500Vac, 50Hz, 4…630A, 50/120kA
Предохранители общего промышленного применения
Energy storage system (ESS) Fuse
  • IEC60269-6, UL248-19, IEC 60269-4
  • 1500Vdc, 315…1200A, 250kA
  • Дополнительно наличие микровыключателя
Предохранители для UPS и хранения энергии
Semiconductor Fuses
  • IEC 60269-4
  • 690/700Vac, 200kA, 40…1600A (2kA при 550VAC)
  • Быстрое срабатывание (Ultrafast acting)
Предохранители для защиты силовых полупроводников (IGBT\тиристоры, диоды)

В высокоточной системе зарядной станции существенную роль играют коммуникационные элементы – контакторы, силовые и бистабильные реле, которые отличаются форм-факторами, скоростью переключения, напряжением катушки и степенью изоляции.

Вне зависимости от функционала они обязаны соответствовать всем требованиям по прочности, механической долговечности, а также стойкости к рабочим и предельным нагрузкам (таблица 7).

Таблица 7. Выбор контакторов и реле для зарядной станции на примере ассортимента SANYOU

Варианты контакторов Технические особенности Внешний вид
Контакторы, силовые и силовые бистабильные реле
  • 1NO, 2NO, до 1кА/1.5кВ
  • 1NO, 1CO, 1NC, до 90А/320VAC
  • 1NO, 1NC, до 200А/240VAC

Для снижения энергопотребления и повышения эффективности работы всей системы зарядной станции необходимо на каждом этапе передачи и трансформации энергии замерять датчиками тока значения с минимальными погрешностями. В такой конструкции используются сразу несколько методов измерения тока, которые различаются по принципам действия: например, шунтовые и дискретные с датчиком Холла – для непрерывного контроля, трансформаторы тока – для определения величины переменного тока с высокой точностью (таблица 8).

Таблица 8. Выбор датчиков тока для зарядной станции

Тип Интегральные (встроенный шунт, изолированные) Дискретные (с датчиком Холла) Трансформаторы  тока Датчики холла линейные (элемент датчика тока)
Внешний вид
NOVOSENSE +
MAGNTEK + +
CHEEMI + +
COSEMI + +
ZEMING + +
OSWELL + +
NCR  – +
HONGFA + +
MORNSUN +

Для отвода лишнего тепла от модулей зарядной станции, в зависимости от параметров устройства системы, разработчики используют АС-вентиляторы, работающие на переменном токе, DC-вентиляторы для систем на постоянном токе, а также электронно-коммутируемые ЕС-вентиляторы, которые отличаются компактными размерами и низким уровнем шума при сравнительно высокой мощности.

При необходимости охлаждения устройства по всей площади используются осевые вентиляторы (таблица 9), для охлаждения определенной части устройства – центробежные (таблица 10). Подробнее о использовании разных видов вентиляторов для силовых установок читайте в статье. 

Таблица 9. Выбор осевых вентиляторов зарядной станции

Вид осевого вентилятора Особенности Внешний вид
DC
  • 40 mm…Ø254 mm
  • ~ 4…748 CFM
  • 12, 24, 48VDC
  • IP21, IP52, IP55, IP68, GR487
AC
  • 80 mm…Ø300 mm
  • 80 mm…970 mm (all metal)
  • ~ 23…11802 CFM
  • 100…420VAC
EC
  • 60 mm…Ø200 mm
  • ~ 17.5…279 CFM
  • 100…240VAC
  • IP21, IP55, IP68, ATEX

Таблица 10. Выбор центробежных вентиляторов зарядной станции

Вид осевого вентилятора Особенности Внешний вид
AC
  • Ø108 mm…Ø400 mm
  • ~ 20…2355 CFM
  • 115…440VAC IP44
EC
  • Ø108 mm…Ø400 mm
  • ~ 136…2355 CFM 230VAC
  • IP44

Электромеханика и силовые разъемы

Если выбор конкретного силового компонента для системы субмодулей зарядной станции зависит от технических и монтажных требований, то при определении модели и производителя силовых разъемов электрозарядки (таблица 11) и других элементов электромеханики проектировщик должен ориентироваться, в первую очередь, на технический стандарт, действующий в регионе использования его устройства.

Таблица 11. Выбор зарядных пистолетов для зарядной станции на примере ассортимента Degson, Wain, KLS 

Вид зарядного устройства Особенности Внешний вид
Зарядные комплекты и разъемы для подключения батарей
  • До 500А/1кВ
  • Европейские и азиатские стандарты

Как мы уже упоминали, на текущий момент единого международного формата разъемов для подключения батарей не существует. Однако большинство ведущих производителей силового оборудования подготовили для российского рынка ассортимент зарядных комплектов, подходящих для европейских и азиатских стандартов, а также все необходимые аксессуары для них – высокого качества и по адекватной цене.

•••

Наши информационные каналы

Товары
Наименование
YJD106540NCTQG2 (YJ)
 
G5S12030BM (GPT)
 
WSRSIC020065NP4 (WAYON)
 
WSRSIC020065NP4-AT (WAYON)
 
AS1M025120T (ANBON)
 
WSCM80MA120T2C (WAYON)
 
NCE40TD65BT (NCE)
 
DFS40HF12EYQ1 (LEAPERS)
 
DFS10HH12EZC1 (LEAPERS)
 
DFS600HF12I5B3 (LEAPERS)